Оформление отсрочки от призыва – сущий кошмар. История одного киевлянина

Фото: 24 канал

Бюрократия в Украине всегда была проблемой, но в обычной довоенной жизни большинство украинцев сталкивалось с этим ужасом лишь время от времени, поэтому реальный масштаб катастрофы мало кто представлял.

Что ж, полномасштабное вторжение и усиленная мобилизация изменили и это: теперь тысячи наших граждан вынуждены пробегать бюрократическую “полосу препятствий” каждые три месяца. И все это ради получения отсрочки по уходу за родственниками с инвалидностью, которая действует те самые три месяца.

Сегодня мы рассказываем историю от лица одного из таких людей, который постоянно вынужден брать штурмом Дарницкий ЦПАУ в Киеве.

Какие нужны документы для получения отсрочки?

Документы зависят от пункта в приложении №5 к закону о мобилизации. В моем случае (пункт 14.1.23) требуется следующий пакет:

  1. Справка МСЭК (Медико-социальная экспертная комиссия – ред.).
  2. Форма ВЛК №667.
  3. Свидетельство о социальных выплатах.
  4. Доказательство, что нет других родственников по первой линии родства, которые могут осуществлять уход.
  5. Свидетельства о рождении (в зависимости от ситуации, может быть несколько).
  6. Акт факта ухода.

Врачи не слышали, пока не произошла трагедия

Справка МСЭК – это первый документ, который нужен для оформления инвалидности или отсрочки. В моем случае, чтобы попасть на МСЭК, пришлось пройти долгий путь. В течение пяти лет мы обращались к врачам, но это не дало результатов, пока не произошла трагедия – родственник выпрыгнул из окна. Лишь через год реабилитации и лечения, а также нескольких месяцев ожиданий мы смогли оформить МСЭК.

Форма ВЛК и Акт ухода – что это такое?

Форму ВЛК №667 можно заказать у лечащего врача, но и здесь ожидание занимает не менее недели.

Акт факта ухода – это отдельная история. При его заказе ты вынужден ждать до месяца, пока с тобой не свяжутся работники социальных служб. После этого они приходят к тебе домой, чтобы проверить, действительно ли ты ухаживаешь за человеком и все ли хорошо.

Когда все документы готовы, нужно подать заявление на социальные выплаты в социальную службу. Человек, который никогда не работал, не имеет права на пенсионные выплаты, поэтому такие выплаты обеспечивает только социальная служба. Процесс оформления обычно занимает еще около 1,5 месяца.

Все документы имеют срок действия, и он зависит от даты действия справки МСЭК. Если МСЭК выдана на один год, то все остальные документы также будут действительны до конца этого срока. Таким образом, все полученные документы действуют ровно год с момента выдачи МСЭК.

Как получить отсрочку по уходу и при чем здесь ЦПАУ

Подача на отсрочку в Дарницком районе Киева происходит через ЦПАУ, хотя никакого отношения к этому процессу они не имеют. Вопрос нужно решать с работниками ТЦК, но рабочее место у них именно в ЦПАУ.

Как это работает? У входа есть QR-код на телеграм-группу для очереди (самоорганизация людей). Сначала занимаешь очередь у дежурного к работнику ТЦК возле ЦПАУ. Если имеешь возможность ночевать у здания в первых числах закона о мобилизации, которую Зеленский продолжает каждые 90 дней, то можешь попасть в первые 500 человек.

А если работаешь или ухаживаешь за человеком с инвалидностью и ночевать нет возможности, тебя записывают в список где-то под номером 2000+. Далее – мониторишь телеграм-чат и следишь, чтобы не пропустить перекличку. Если не появишься, когда будет подходить твой номер или пропустишь перекличку, тебя сразу выбрасывают в конец очереди.

Можно ли как-то податься раньше?

  1. Становишься дежурным и работаешь возле ЦПАУ 4-6 часов (или всю ночь, если ночная смена).
  2. Имеешь статус УБД (участника боевых действий) – тогда пропустят без очереди.
  3. Получил повестку – показываешь ее, и дежурные пропустят.

Во всех остальных случаях ускорить процесс не получится.

Обычно очередь движется со скоростью 50-70 человек в сутки, если организаторы очень круто работают, то может быть до 130 человек в сутки. Если же в этот день есть много тревог или отключений света, то процесс практически замирает. Хотя люди сами приносят батареи (EcoFlow, Jackery), чтобы не тормозить процесс.

Бюрократия заставляет проходить этот ад снова и снова

Зеленский продлевает закон о мобилизации каждые 90 дней, а отсрочка дается максимум на те же три месяца.

То есть в первый месяц ты стоишь в очереди и подаешь документы.  Второй месяц – ожидание рассмотрения. И только в третьем месяце получаешь результат, чтобы… через неделю начать все сначала.

В моем случае, чтобы подать документы, каждый раз надо было оформлять новый акт факта ухода. соцслужбы вынуждены приходить к тебе каждый раз, даже если документы выдавали всего два месяца назад. Конечно же, они в “восторге” от этого.

При этом людей ожидают еще и многочисленные “сюрпризы”. Например, в ТЦК могут сказать, что им не хватает данных о составе семьи и практически полностью остановить процесс или же предоставить всем отказы.

Еще одна распространенная практика – отправить всех по новому кругу подачи документов из-за того, что часть подателей оказались недобросовестными и предоставили ложную информацию о том, что за родственниками больше некому ухаживать. Ок, проверки это нормально, но почему должны страдать все?

Предоставлю еще несколько скринов из чатов, чтобы продемонстрировать весь масштаб хаоса, который сопровождает этот процесс.

Декабрьский взлом Госреестров добавил в эту процедуру еще больше хаоса: в Дарницком ТЦК заявили, что из-за неработающих реестров принять заявления не смогут, а потому посоветовали всем приходить с 7 февраля.

Страдают все: люди, работники ТЦК и соцработники

Дополнительного шарма этой истории добавляет то, что теперь работники ТЦК принимают желающих только в понедельник, среду и пятницу. Это значит, что попасть к ним ты сможешь только под конец второго месяца, еще несколько недель займет разбирательство, и в результате ты получаешь свою отсрочку за неделю до конца срока действия и уже через семь дней возвращаешься в бой и очереди.

Нужно понимать, что система создает кошмар не только для желающих получить отсрочку. Я уже говорил, что работники соцслужб вынуждены ездить для проверки за наблюдением каждые два месяца. Работники ТЦК работают в режиме “бешеного принтера” и в течение дня не могут выйти не то что на обед, но и в туалет.

Но система работает не для того чтобы быть удобной, а для того чтобы заставлять страдать всех причастных.

Как решить эту проблему? Есть идеи!

  • Если инвалидность подтверждена на год, то документы на отсрочку могут переподаваться автоматически;
  • Если есть потребность в подаче свежих документов, то сделать подачу через онлайн-сервис для повторных случаев – тот же Резерв + для этого вполне подойдет;
  • Добавить в тот же Резерв+ еще один вид отсрочки – по уходу, а акт ухода и будет тем ключевым документом, в котором будет вся необходимая информация;
  • Дать возможность выбирать дату и регистрироваться к работнику ТЦК онлайн через сайт ЦПАУ;
  • Обязательно выделить одного, а лучше двух человек, которые будут фильтровать тех, у кого есть проблемы с документами и еще неполный пакет;
  • А еще лучше – сделать все вышеперечисленное и тогда станет легче не только людям, но и самим работникам ТЦК.

Уже 7 февраля Зеленский снова подпишет закон о мобилизации, и наш забег начнется снова! Если, конечно, заработают Госреестры.

P.S. Не кажется ли вам, что такая бюрократия создана не случайно? По инсайдерской информации, некоторые офицеры ТЦК предлагают “услугу” сопровождения в период оформления отсрочки за вознаграждение до 3 тысяч долларов. Эта схема включает приоритетный доступ к подаче документов, гарантированное положительное решение и быстрый проход всех этапов без очередей. Все выглядит так, будто система намеренно усложнена, чтобы стимулировать граждан обращаться за “помощью”.

Разве эта бюрократическая машина не выгодна отдельным лицам, имеющим к ней доступ? Пока одни месяцами стоят в очередях, другие за немалую сумму денег получают свои документы быстро и без помех. Это заставляет задуматься: действительно ли такие сложности являются лишь результатом несовершенства системы, или, возможно, это способ создания спроса на “платные услуги”? И главное – будет ли эта проблема решена, если ее корни лежат не только в процедурных пробелах, но и в коррупционных мотивах?

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *